8-800-775-39-89

Статья о компании МС Билдингс в журнале Металлоснабжение и Сбыт

Один из руководителей компании МС Билдингс Айдар Хисамутдинов рассказал журналу «Металлоснабжение и сбыт» о важности постадийного проектирования быстровозводимых тентовых зданий.


Расскажите о важности всех стадий проектирования при реализации проектов быстровозводимых тентовых зданий? Почему, на ваш взгляд, многие участники рынка не уделяют этому должного внимания?

Айдар Хисамутдинов (А.Х): В нашем сегменте быстровозводимых тентовых зданий качественные проекты раздела КМ (конструкции металлические) разрабатывают единичные компании.

MS Buildings, как и другие ответственные компании, проектируют в рамках действующих строительных норм, а есть недобросовестные участники рынка, которые просто используют шаблоны без расчетов, копируя свои прошлые КМД (конструкции металлические деталировочные), незначительно меняя сечение профилей по снеговым районам.

Если подходить формально, то оформить проект раздела КМ не так трудоемко, к тому же это занимает примерно четверть от времени, затраченного на разработку проекта КМ. Другое дело, когда речь о реальных расчетах, выборе конструктивной схемы, ее согласовании, установки связей, расчете и проработке узлов – вот главная часть в разработке проекта КМ. Но ею многие производители тентовых зданий пренебрегают при проектировании, отчасти ссылаясь на то, что данные здания не являются объектами капитального строительства.

Да и в целом, сейчас появилось много малоопытных проектировщиков, которые поработав 2-3 года, вдруг решили, что они способны проектировать КМ. Качественный проектировщик — это знания, так и стаж работы от 10 лет с опытными инженерами.

Но, к сожалению, сегодня ситуация такова, что проект в разработку получит тот, кто предложит за него более низкую цену – на это в основном и ориентируются заказчики. В результате получается не понятно что. Иными словами, заказчик получил проект КМ, но по нему сложно разработать КМД, поскольку имеется масса нестыковок – сложно купить металлопрокат. Так как закладываются профили, существующие только на бумаге, узлы либо аварийные, либо сложно реализуемые и т.д. 

Сейчас многие генпроектные организации не уделяют должного внимания стадии КМ, готовят некий «полуфабрикат» без учета многих важных моментов. В итоге на последующих стадиях проектирования, а потом при изготовлении металлоконструкций и при их монтаже могут возникнуть определенные сложности. Удорожание проекта, вызванное возросшей металлоемкостью, приводит к повышению стоимости монтажа и увеличению сроков сдачи объекта. Но хотелось бы отметить, что от качества проектирования и подходов к нему зависит дальнейшая эксплуатация здания и его надежность.

Вот наглядный пример, к чему может привести непроработанный на стадии КМ проект: в нашей практике был случай, когда на основе уже имеющегося проекта КМ необходимо было сделать проект КМД самолетного ангара. При его разработке, после проработки всех узлов, металлоемкость возросла на 30%.

            И вроде бы проект правильный, но проектировщики на стадии КМ детально не проработали узлы, выполнив полностью разборные арки на фланцевых соединениях, которые «утяжелили» проект примерно на 100 т. Заказчик уже подписал договор, закупил металлопрокат и оказался не готов к росту издержек.

Многие заказчики хотят сэкономить за счет более дешевого проектирования, особенно в сегменте зданий площадью менее 1,5 тыс. м2, где для получения разрешения строительство требуется минимальный пакет документов. Уже потом, когда нужно строить, они понимают, что где-то перезаложено по части КЖ (конструкции железобетонные), где-то - по части КМ, и приходят к выводу, что им нужна нормальная рабочая документация. А ее нет, поскольку решения, заложенные в непроработанный и некачественный проект, фактически аварийные. В итоге приходится все пересчитывать заново, что приводит к еще большим издержкам по стоимости и времени.

Так же происходит и на рынке тентовых зданий, где заказчики зачастую в принципе не делают проектную и рабочую документацию, а многие поставщики и производители таких зданий дают задания на фундаменты, выполненные за пять минут «на коленке». В итоге мы видим, как тентовые ангары пролетом от 40 м устанавливают на винтовые сваи из трубы диаметром 120 мм, а то и меньше.

Аналогичный подход у многих производителей тентовых конструкций и к сейсмике.  Они утверждает, что ее можно не учитывать, поскольку сопряжение баз шарнирное и арочники выполнены полностью на болтовых соединениях. Это касается и снеговых нагрузок: по их словам, при скатах 30о на тенте снег не лежит, поэтому можно применять понижающие коэффициенты.

Ровно, так в большинстве случаев и происходит. Но у нас есть своды правил (СП), на основе которых и нужно проектировать. СП – это закон для проектировщика. В них четко прописано, на каких углах ската кровли можно закладывать пониженные коэффициенты по снеговым нагрузкам, где учитывается скатная составляющая.

Так же нагрузка на фундамент — это фактически 50% работы от трудоемкости выполнения КМ, так как выбрана расчетная схема, полностью выполнен расчет каркаса на нагрузки, воздействующие на данный каркас.

По сейсмике же особый разговор. В текущем году мы разрабатывали КМ и производили конструкции для 8-го и 9-го сейсмических районов. В идеале колонны у металлокаркаса должны быть жестко сопряжены с фундаментом в обоих направлениях, это обеспечивает геометрическую неизменяемость каркаса, а сам каркас при сейсмических нагрузках иметь податливость. При этом, нужно стараться обойтись без вертикальных связей, которые делают каркас жестче, иначе получим в вертикальных связях очень большие усилия при сейсмических нагрузках.

Расчетная схема арок предполагает жесткое сопряжение колонны с самой аркой в поперечном направлении, а в продольном необходима установка вертикальных связей. Такая схема требует очень большого количества связей в каркасе, чтобы при сейсмическом воздействии распределить усилия по всему каркасу, а не сосредотачивать их в местах установки связей.

У нас был интересный опыт установки арок на железобетонные колонны (ЖБК). Особенность данной расчетной схемы заключается в том, что от арки возникает горизонтальный распор, воздействующий на оголовок ЖБК. В итоге получаем приличный изгибающий момент в основании колонны. Известно, что бетон хорошо воспринимает сжатие (в том числе поэтому применение ЖБК в типовом каркасе достаточно эффективно), но растяжение он не воспринимает, соответственно, весь изгибающий момент должна воспринять арматура ЖБК. Таким образом, это будет не типовая железобетонная колонна.

Поэтому в данном проекте мы пошли путем «гашения» распора от арки — это применение затяжки, а также фактически одна «скользящая» опора арки, то есть распор на ЖБК фактически не передается.


Какого подхода вы придерживаетесь в работе?

(А.Х): Нашим главным преимуществом является то, что мы работаем под ключ, выполняя функции генерального проектировщика и генерального подрядчика.

В рамках реализации проектов специалисты компании предварительно оценивают стоимость работ и составляют бюджет, разрабатывают всю необходимую проектную и рабочую документацию. Эффективно взаимодействуя с надзорными органами, MS Buildings берет на себя все сложности, связанные с прохождением экспертизы проектно-сметной документации (если требуется). Кроме того, оперативно координируется деятельность участвующих в проекте субподрядных организаций с контролем исполнения, как строительных норм, норм охраны труда и промышленной безопасности, экологических норм. Мы строго следим за соблюдением смет и сроков в части строительно-монтажных работ и всегда находимся на связи с заказчиком.  

Благодаря тесному сотрудничеству с КБ «Проектные решения» мы готовы предложить заказчику наиболее оптимальные тентовые здания, максимально отвечающие его требованиям и выполненные в соответствии с действующими нормативами, в частности, с СП 20.13330.2016 (Нагрузки и воздействия. Актуализированная редакция СНиП 2.01.07-85).

Срок эксплуатации несущих каркасов составляет порядка 50 лет. Ширина пролетов может достигать до 100 м. Такие конструктивные решения пользуются спросом при строительстве спортивных сооружений, а также зданий и сооружений для сельского хозяйства, строительства, промышленности, торговли и складской логистики.

Хочу добавить, что мы прорабатываем каждый проект буквально до мелочей. Обладая большим опытом проектирования, у нас есть определенные наработки по оптимизации проекта и по снижению металлоемкости.

Кроме того, мы учитываем возможности по производству металлоконструкций и их последующему монтажу. Узлы проектируются таким образом, чтобы избежать дополнительных технологических операций, например, фрезеровки в сборе узлов фланцевых соединений. При этом сами узлы со временем модифицируются и совершенствуются, что также положительно влияет на итоговый проект.

Важно отметить, что несмотря на имеющихся апробированные решения и повторяемость конструктивов каждый проект для нас уникальный. Заказчик старается реализовать свой проект здания под себя, и в этом мы ему стремимся максимально помочь ему. Фактически мы готовы реализовать проект любой сложности, исходя из возможностей заказчика.

Например, одним из недавних проектов MS Buildings, реализованных в текущем году, было арочное тентовое некапитальное здание склада. При этом в техзадании на стальной каркас были заложены два мостовых крана грузоподъемностью 10 т. Но поскольку здание некапитальное, то, чтобы выполнить это условие, было принято решение сделать крановую эстакаду полностью независимой от каркаса основного здания.

В данном проекте также были предусмотрены 8-метровые ворота, на продольных сторонах здания (стандартный шаг арок тентовых зданий - 4м). Необходимо было выполнить промежуточную конструкцию для опирания арки. Как известно, опорная реакция арки включает горизонтальный распор, поэтому конструкцию надо было сделать таким образом, чтобы данный конструктив в том числе смог воспринять распор, возникающий при опирании арки на него.

Это показательный пример совершенно не типовых решений в проектировании арочных зданий.


Расскажите о наиболее значимых для вас реализованных проектах?

А.Х.: В портфолио проектов MS Buildings, реализованных совместно с КБ «Проектные решения», свыше 40 объектов, расположенных в различных уголках страны, — это спортивные сооружения (ледовые арены, футбольные манежи, многофункциональные комплексы), здания сельскохозяйственного, промышленного и коммерческого назначения.

За годы работы мы стали заметным игроком в сегменте быстровозводимых тентовых зданий с арочными пролетами. Нас отличает комплексный подход, качество и скорость реализации проектов и, конечно же, клиентоориентированность. Мы двигаемся дальше и заходим в новые ниши – проектируем и строим здания практически на любом металлокаркасе с различными вариантами исполнения ограждающих конструкций.